04.11.2012

Акварельные краски. Виды акварельных красок


Акварель — это водяные краски. Основные качества акварели — прозрачность, мягкость, чистота и яркость цвета. Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи — гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски  содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество — бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик — фенол. Краски делятся на две группы — теплые и холодные. К теплым относятся желтые, оранжевые, красные, коричневые, то есть все краски, которые в основе своей содержат то или иное количество красного или желтого цвета. К группе холодных — голубые, синие, зеленые, фиолетовые, если в них преобладают холодновато-синие оттенки. Зеленые, фиолетовые, серые и черные цвета могут быть как холодными, так и теплыми в зависимости от особенностей колера и влияния окружения. Цвета синий, желтый, красный — основные, остальные, полученные путем смешения, считаются производными — теплыми или холодными в зависимости от состава красок. Даже такие нейтральные цвета, как серый и черный, содержат бесчисленное множество нюансов, которые подчас трудно определить по качеству цвета. Если взять группу теплых цветов, например красных, и сравнить между собой по теплохолодности, то заметно, что и в этой группе по отношению друг к другу есть цвета холоднее и теплее. Сколько красок должно быть в наборе?  В наборах может быть от 12 до 36 красок, однако далеко не все из них будут использованы. Большое количество красок в наборе иметь совершенно не обязательно, более того, это просто неудобно. Желательно перепробовать все возможные комбинации красок, чтобы знать, какие сочетания дают грязь, а какие — необычные цвета, отсутствующие в наборе. Выбираются для работы не более десяти наиболее употребимых красок. Чаще всего, это голубая, кадмий желтый, красный и оранжевый, охры, умбра, изумрудно-зеленая, нейтральная черная. Какими качествами должны обладать акварельне краски?  Цвет по установленному эталону. Большой прозрачностью, ибо вся красота красочного тона при нанесении тонким слоем заключается в этом свойстве, что достигается особенно тонким измельчением сухих пигментов. Дисперсность красок имеет значение, но это, с одной стороны, вопрос исходного материала пигмента, с другой, отдельные пристрастия акварелиста. Мелкодисперсные краски весьма плотно «садятся» на бумагу, в отличие от крупнодисперсных, которые смываются с поверхности листа гораздо легче. Понятно, что мелкодиперсные краски имеют высокие лессировочные свойства. Такая краска должна хорошо браться влажной кисточкой и легко размываться. Красочный слой должен легко смываться водой с поверхности бумаги или грунта. Акварельная краска, разжиженная водой, должна ровно ложиться на бумагу и не образовывать пятен и точек. При действии прямых солнечных лучей краска должна быть светостойкой и не изменять цвета. После высыхания давать прочный, не трескающийся слой. Не проникать на обратную сторону бумаги. Связующие вещества для акварельных красок должны быть высококачественными: после высыхания легко растворяться в воде, обладать достаточно высокой степенью вязкости и клеящей способности, при высыхании давать твердую, не трескающуюся и негигроскопичную пленку. Различают: -твердую акварель в плитках -полутвердую акварель в кюветах и тубах -жидкую акварель У каждого вида существует конкретный тип использования. Так, в старину изготавливались только твердые плиточные краски. В настоящее время их используют для выполнения чертёжных работ, плакатов, проектов. Хотя высшие сорта этих красок пригодны и для живописи. Более дешёвые предназначены для детей и школ. Связующим в таких твёрдых акварельных красках является дешёвый клей: животный клей, картофельная патока, используют также и гуммиарабик, мёд, трагантом. Краски в плитках не должны быть ни хрупкими, ни мягкими. Большое количество гуммиарабика в них делает их хрупкими; хрупкость исчезает при наличии достаточного количества сахара. Когда связующее вещество состоит в основном из животного клея, то при некотором отсырении краски мнутся в руках. Красками в кюветах обычно выполняются небольшие работы, например, на пленэре при выполнении набросков. Так как бывает, и довольно часто, что на замесы уходит времени больше, чем на само письмо и не очень удобно вымывать краски из кювет для больших форматов. Полутвердые акварельные краски в кюветах должны содержать достаточное количество глицерина, меда, сахара или патоки, но не избыточное, иначе краски плохо и неровно ложатся на бумагу. Для приготовления полутвердых красок в тубах, которые намного легче, чем твёрдые краски, разводятся водой, используют в качестве связующего те же гуммиарабик и декстрин, к которым присоединяется значительное количество мёда.  Вместо меда для удешевления применяется глицерин. Лучшие сорта красок приготовляют на чистом гумми-арабике, иногда прибавляют небольшое количество (от 20 до 40%) леденцового сахара. Краски в тубах отлично подходят для создания картин большого формата, они практически не пачкаются друг об друга, так как выдавливаются на палитру по мере необходимости. Однако  следует учитывать, что поскольку акварель в тубах мягкая и выдавливается на палитру, при насыщенной живописи пигмент не всегда равномерно набирается на кисть и так же неравномерно ложится на поверхность бумаги. При лессировках, когда краски многократно наносятся на предыдущие высохшие слои, эти недостатки не сильно заметны, но при работе по сырой поверхности бумаги в технике Аля Прима «живопись по сырому» это сильно мешает, поскольку образуются неравномерные сгустки красочного слоя, который при высыхании разрушает цельность положенного мазка. Мягкая акварель больше подходит для классической живописи, хотя при определённом опыте работы этими красками и в технике по-сырому художник-акварелист может создать великолепные образцы. Следует отметить, что такие краски  какое-то время не используются, может произойти отделение пигмента от связующего вещества. Жидкие акварельные краски идеальны для работы с аерографом. Их выпускают в небольших баночках и пузырьках (от 29 до 35 мл) или в более крупных бутылочках. Годны к применению непосредственно из баночек или после разведения водой. Диапазон цветов весьма широк. Пробка в маленьких пузырьках имеет капельницу, что позволяет с удобством выдерживать нужную пропорцию при растворении в воде. Цвета эти яркие, насыщенные, хорошо смешиваются, дают при этом красивые сочетания. Работая с аэрографом, надо пользоваться дистиллированной водой, особенно если в воде из водопровода высока концентрация примесей. Очень хорошо подходят и для традиционных акварельных работ. Как еще один вариант акварельной техники можно рассмотреть использование акварельных карандашей и мелков — уникальный переход между рисунком и живописью. Вы можете рисовать ими как обычными карандашами или мелками, но как только вы начнёте применять воду, то цвет будет рассеиваться и вы получите акварельные краски. Однако карандаши имеют преимущество перед акварелью, они более удобны и проще в использовании и относительно дешевле. Акварельные карандаши содержат в себе пигмент, который распадается в воде. Растворимые в воде карандаши доступны в широком диапазоне цветов, так же как и простые карандаши. Акварельные карандашами не различаются как карандаши графита - (от 9B, самое мягкое, к 9H, самое твердое), но их мягкость действительно изменяется между марками, таким образом иногда стоит купить типовой карандаш от различных марок, чтобы увидеть, кому отдать предпочтение прежде, чем  купить набор. Чем мягче акварельный карандаш, тем легче он оставляет след на бумаге. Акварельные карандаши выглядят так же как и простые, но если внимательно рассмотреть надпись, напечатанную на них, то можно увидеть небольшой символ, означающий что карандаши можно размывать водой. Обычно это маленькая капелька, кисточка или слово "акварель". Ну и конечно их всегда можно проверить на клочке бумаги. В различных художественных работах могут использоваться перламутровые акварельные краски – новый вид акварели, созданной на основе цветных перламутровых пигментов. Краски легко разводятся водой, набираются на кисть и ложатся на бумагу ровным слоем. При высыхании слой краски светлеет, при этом усиливается перламутровый блеск. Основой для рисования могут быть бумага, картон, дерево, ткань, гипс и другие материалы.